Арт-терапия в производственном коллективе

Арт-терапия- одно из интереснейших психологических направлений и не нуждается в рекламе, его пользу сложно не до оценить.

"Арт-терапия — это система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, при построении и развитии психотерапевтических отноше­ний. Она может применяться с целью лечения и предупрежде­ния различных болезней, для коррекции нарушений поведе­ния и адаптации, реабилитации лиц с психическими и физи­ческими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, для достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала….." (А.Копытин, Б.Корт. Техники телесно-ориентированной арт-терапии). 

Хотелось бы поделиться практикой арт-терапевтической работы  с коллективом руководящего состава на производственном предприятии.

В данном случае арт-терапия была выделена в качестве  отдельного занятия в программе обучения персонала (тематика обучения "Эффективное взаимодействие в системе "Руководитель-Подчиненный").

Основная аудитория: руководители подразделений, смен, бригад. 

Цель занятия: снижение эмоционального напряжения и тревожности, повышение уровня сплоченности группы, формирование представления о важности совместной деятельности.

Длительность: от 60 мин. и более зависит от количества участников, в нашем случае одна группа включала  6 человек.

Занятие проводилось в технике "свободного рисунка"  (М. Шевченко. Рисуночные тесты для детей и взрослых).

Оборудование: Листы формата А3 для акварели, кисти (№3 и №6), гуашь на 12 цветов, все по количеству участников.

Задание: "Нарисуйте все, что Вам захочется"

Процедура проведения:

  • Участники получают необходимое оборудование, задание и приступают к работе. На работу отводится 10-15 мин. Проводится обсуждение рисунков, которые получились: Что нарисовано? Какие эмоции и чувства хотели передать? Какие эмоции и чувства испытывали в процессе рисования?
  • Далее участники получают задание:"обменяться рисунками с соседом справа, по часовой стрелке, и дорисовать его рисунок так, как считают нужным. А так же оставить начальному автору рисунка пожелание и отметить какое-либо его положительное качество".На дорисовку дается 10-15 мин. Этот этап заканчивается тогда, когда к каждому участнику возвращается его рисунок. Для удобства  написания пожеланий и качеств, к листу желательно прикрепить несколько стикеров, чтобы не портить рисунок. В нашем случае, надписи осуществлялись в любом свободном месте рисунка (это не очень удобно в эстетическом плане)
  • Затем проводится обсуждение процедуры занятия:

Какие эмоции и чувства испытывали участники, когда пришлось изменять рисунок соседа?

Какие эмоции и чувства испытывали, когда видели, как изменяют ИХ рисунок?

Нравится ли то, что получилось в итоге?

Что Вам пожелали и какие качества отметили Ваши коллеги? (каждый зачитывает)

В итоге, как правило, все остаются довольны как полученным рисунком, так и  занятием в целом. Многие отмечают, что при изменении рисунка соседа "переживали.., старались  не испортить, интересовались мнением соседа". Также отмечают, что полученный рисунок  гораздо насыщенней, ярче и интересней исходного.

Обсуждение того, что пожелали часто вызывает смущение, но, в итоге, вызывает удовлетворение.

В конце, я обычно использую метафору соответственно тематике текущего обучения:

"Вспомните Ваши исходные рисунки, какие они были до того, как в них были внесены изменения.  Представьте, что этот рисунок — это Ваш новый работник, который только пришел к Вам коллектив, на самом начальном этапе,- это Ваше видение его. 

А далее, так же как и в процессе дорисовки, Вы аккуратно и бережно, путем совместных, коллегиальных усилий вносите в него необходимые изменения, способствуя его профессиональному росту, развитию творческого потенциала, обретению ощущения комфорта в рабочем коллективе.

Ваш конечный рисунок, насыщенный, яркий, интересный — это Ваш настоящий работник — активный, инициативный, удовлетворенный трудом, профессионал своего дела, тот, которого Вы получили, в результате затраченных Вами и вашими коллегами усилий.  Помните, что Ваш коллектив, его эффективность, психологический климат — это результат, в первую очередь, Ваших усилий, Ваших эмоционально-волевых, морально-нравственных, творческих и трудовых ресурсов, затрат. И при этом Вы всегда можете обратиться за помощью к своим коллегам, которые, также, бережно, аккуратно и старательно внесут свою лепту в Ваш творческий трудовой потенциал."

Проведение такого рода занятий способствует снятию эмоционального напряжения его участников, повышению уровня сплоченности группы, ее психологического климата. Каждый участник получает заряд положительных эмоций от позитивных пожеланий и внимания  своих коллег, снижается антипатия друг к другу. Появляется видение результата совместной работы, поскольку дополненный рисунок, как правило, реально, интересней в эстетическом восприятии.

При желании можно проинтерпретировать полученные рисунки (очень удачная интерпретация в книге М.Шевченко), ообозначить отдельные  личностные качества  кажому участнику, дать рекомендации по их развитию и контролю. Итнересно запечатлеть рисунки "до и после"  и вывести их для сравнения на проектор. Метафору также можно менять согласно вашим целям и задачам.

Рисунок , как правило, остается на память участникам. Интересно и полезно устраивать на предприятии выставки таких совместных работ.

Соответственно, эту арт-терапевтическую технику  можно использовать в работе с любой социальной группой, по любой тематике.

Надеюсь статья была Вам полезной! 

Литература:

А.Копытин, Б.Корт. Техники телесно-ориентированной арт-терапии.М. Шевченко. Рисуночные тесты для детей и взрослых.

Источник

Похожие статьи:

/* */