Что делать с ограничениями

 
В предыдущей своей статье "Как мы себя ограничиваем?"  https://www.b17.ru/article/94358/  я лишь чуть-чуть пикоснулась к этой теме. Она большая.
Может быть, для кого-то неожиданная. Может быть, для кого-то вообще новая.
 
Тем не менее, приходится признать, что ограничения (явные или неявные) есть всегда.
Я думаю, вы с этим согласитесь, мои уважаемые читатели?
 
Мы знаем, что это мы можем легко, вот это можем, но с напряжением, а это вот пока совсем не получается. А этого и не хотим.)
 
А ещё существует много всего в нас самих и вокруг нас, о чём мы даже не догадываемся. В том числе, и о собственных возможностях и способностях.
И, бывает, с изумлением об этих своих возможностях/способностях узнаём.)
 
Если задуматься, дорогие мои читатели, сможете ли вы вспомнить что-то такое про себя, про что узнали, что у вас это есть? А раньше не знали?
Или оно как-то смутно на задворках сознания вроде маячило, но не было явным?
Пусть по мелочи. Но, может, и по-крупному. У кого как.
Практически наверняка, у каждого найдётся, что вспомнить.)
 
Ну, вот для понятности в качестве примера приведу собственный небольшой эпизод.
 
На одном из тренингов, в которых я участвовала, нам нужно было разбиться на группы и сделать, условно говоря, маленький проект.
А для этого что-то такое начеркать на листах ватмана для большей иллюстративности. Именно "начеркать", без претензий на что-то художественное.)
Мы, конечно, все активно включились, потому что было интересно.
И мне вдруг один из участников нашей группы говорит: "А ты хорошо рисуешь!".
Я очень удивилась. Потому что то, что я делала, даже и рисованием можно было назвать с большой натяжкой))
А вот, поди ж ты, со стороны это, вероятно, выглядело как-то иначе, чем для меня.))
 
Ерунда?) Возможно. Но ведь наша жизнь состоит из мелочей.
 
То есть я по-прежнему не считаю себя умелым рисовальщиком (даже слово "художник" тут употреблять не буду)) ), но понимаю, что я что-то такое умею, чего другие не умеют.
И что для других является чем-то, возможно, желанным, а, возможно, и просто делающим мою личность более интересной и привлекательной в их глазах.
 
К чему я это рассказала?
А к тому, что то, чем мы владеем (способности, умения, знания, просто качества характера), часто для нас настолько привычны и естественны, что мы и не отдаём себе отчёта, что у нас это есть.
А для другого человека это может быть важным и интересным, потому что у него этого нет. Или почему-то ещё.
И это может быть, в том числе, и поводом нам познакомиться поближе. А, бывает, и подружиться.:)
Или сотрудничать.
 
Нужно ли нам по жизни это умение, которое вдруг случайно у нас оказалось?)
Может быть, напрямую и нет. Но… если его осознать..!
Оно может тянуть за собой некие смежные умения или возможности, которые для нас совсем даже не лишние, а очень даже и кстати.
Тут надо заметить, что об этих своих способностях/возможностях крайне важно сказать словами.Тогда они становятся явными и реально доступными.Но вот чтоб сказать о них словами, их надо хотя бы осознать!
Как это сделать?
 
Ну, во-первых, надо признать, что ограничения есть всегда.
Это естественно и нормально.
 
Если вспомнить хотя бы что-то, что когда мы узнавали о себе или о мире, чего не знали раньше, и с бОльшим или меньшим удивлением признавали это, то можно сделать простой вывод — заранее мы не знаем того, что для нас может открыться.
 
Ведь за мгновение до этого — не было его в нашем представлении о мире или о себе!
А теперь (вдруг) — есть! Ну вот просто есть и всё!
 
Расширилось наше представление?
Да, расширилось! Но понимаем мы это только "задним числом")) Заранее — никак.
 
Это значит, сколько же там ещё всего! Того, чего сию минуту для нас как будто нет.
 
Это означает, что выйти за привычные ограничивающие нас рамки — мы можем.
 
И тогда следующий вопрос — а хотим ли?
 
Вот от ответа на этот вопрос и зависит наша жизненная стратегия.
 
Ведь ограничения откуда-то взялись.
И для чего-то нужны.
 
В природе просто так ничего не бывает.
 
Предлагаю порассуждать.
 
Наша вселенная бесконечна и безгранична. Думаю, никто с этим спорить не будет)
И информация, которая содержится во вселенной, так же бесконечна и безгранична.
Мы постоянно находимся внутри неё.
Нужно ли нам осознавать её всю?
Ведь это колоссальная перегрузка для сознания.
 
Значит, наша психика должна нас от этой перегрузки защитить. И она защищает.
Как она это делает?
 
Посредством очень рано формируемых психологических защит ограничивает наш сознательный доступ ко всему массиву информации, разлитой в поле вселенной.
 
Оставляя нам в сознательном доступе лишь то, что способствует выживанию (ну если взять экзистенциальный подход).
Внутри конкретной семейной системы в том числе.
 
Причём то, что защищает младенца, для взрослого человека уже может утрачивать свою актуальность.
 
То есть в процессе роста и взросления мы развиваемся как личности и, соответственно, наши психологические защиты трансформируются в более адаптивные. Ну, хотелось бы, чтоб это было так) Но так происходит не всегда по мановению волшебной палочки)
Приходится прикладывать усилия, чтобы развиваться))
 
Вот этому развитию очень способствует то, что Карл Роджерс назвал "открытость опыту". О чём я и начала писать в предыдущей своей статье "Как мы себя ограничиваем?".
 
А как работают наши психологические защиты от "излишней" информации?
Какие инструменты применяет наша психика, чтоб защитить нас от даже скромных поползновений в сторону расширения наших устоявшихся и жёстких представлений о себе и мире?
 
Ну, говорить на эту тему можно долго. )
Но чтоб особенно не грузить вас, мои дорогие читатели, слишком долгими разговорами, скажу покороче: наши эмоции!
 
Я об этом уже писала в своих статьях. Не раз и не два и даже не три.)) При желании можно посмотреть) https://www.b17.ru/article/94358/ 
 
Как только мы приближаемся к границе наших представлений о том, как оно устроено (что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно, как надо, а как не надо, как бывает, а как не бывает,… ну и т.д.), включаются эмоции.
 
Которые от этой самой границы нас отталкивают!
 
Это те самые эмоции, которые испытывать крайне неприятно: страх, раздражение, гнев, возмущение, негодование и т.д. в том же ключе.
Их испытывать, мягко говоря, некомфортно. Поэтому мы поскорее "отпрыгиваем" от опасной (с точки зрения наших психологических защит) близости к пониманию/узнаванию чего-то нового для себя. А эмоции старательно от себя гоним. Удаётся, скажем прямо, не всегда)
 
А как мы можем вести себя с пользой для себя? При условии, конечно, что мы хотим личностно расти и развиваться? Если для нас это важно?
Мы можем потренироваться и настроиться на осознавание своих эмоций.Мы можем называть их словами.После чего задать себе вопрос, о чём сигнализирует мне данная конкретная эмоция?Потому что эмоция — это всегда сигнал!
О чём? Что её вызвало? И почему? К чему такому я приблизилась, что моя психика говорит, что это опасно?
Действительно ли это опасно для меня — взрослого человека?
Или это было опасно для меня в возрасте младенца?
А для меня — взрослого человека — это увлекательно.
Могу ли я сейчас использовать конкретную ситуацию для своего развития?
И если да, то как это сделать оптимально?
 
Эти вопросы и ответы на них дают нам возможность заглянуть за горизонт:)
 
Потому что открытость опыту, по К. Роджерсу, предполагает, что мы допускаем, что наши представления и мире и о себе — это не всё!
Что мир гораздо больше наших представлений о нём.
И эта открытость опыту (а она, надо признать, даётся отнюдь не легко) позволяет нам видеть, слышать и чувствовать больше, полноценнее и насыщеннее.
 

Наверное, подробнее я об этом напишу ещё.)) Потому что это не всё и мне интересно)
Надеюсь, что интересно и вам, дорогие мои читатели, если вы дочитали до этого места))
 

Спасибо вам за ваше внимание! 
С удовольствием отвечу на ваши вопросы. 

Регистрируйтесь на сайте b17.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии
 
На мою консультацию можно записаться здесь

 http://www.b17.ru/balakhonskaya/#consultation    

Источник

Похожие статьи:

/* */