Эмотивные Технологии в Терапии


В последнее время — многие, а точнее все современные подходы обращают внимание на необходимость и значимость работы с эмоциями непосредственно. То есть не отвлечённый анализ, а прямое переживание. Плюсы этого — объяснены во многих источниках и подтверждены в исследованиях по соответствующим вопросам:

  • Технически, в любой эмоциональной проблеме — исцеление происходит через новое научение, новый опыт. Т.е. переживание эмоции — поверх которого "накладываются" новые данные. В частности — так современный бихевиоризм объясняет действенность подвержения (exposure): дело, оказывается, НЕ в "привыкании" и десенсибилизации, хотя процесс так и называется.
  • Суть в том, что должно произойти "угнетающее научение" — новый опыт, не "стирающий" и не удаляющий тревогу, скажем, а преобразующий эту же тревогу в зрелую форму.
  • Кроме того — часто можем услышать разные метафоры, проясняющие, что работать с поведением можно только на практике. В теме эмоций — удобно себе понимать, что пытаться изменить их исключительно интеллектуально, через анализ — это как пытаться починить велосипед, который стоит в гараже, не приближаясь даже к этому гаражу.

Альберт Эллис, создатель РЭПТ, начал делать акцент на важности "эмотивного" компонента значительно раньше — в 1962, уже с выходом знаковой работы "Разум и Эмоции в Психотерапии" (в очередной раз опередив своё время). И с тех пор — "эмотивные" техники и методы входят в терапевтический процесс РЭПТ в качестве равноправных компонентов, наряду с когнитивными и поведенческими.

Что же имеется в виду под "Эмотивный"? Это, нетрудно подумать, версия "эмоциональный" — но не синоним. В философии, этим термином обозначаются явления, не прямо связанные с эмоциями, но их провоцирующие, вызывающие — "эвокативные". У психофизиологов, в частности, под "эмотивными" подразумевается единство эмоций и мотивов — соотносятся примерно как "утверждения" и "убеждения" в когнитивной сфере.

Во многих работ — происходит перечисление схожих понятий: "Emotive", "Evocative", "Experiential" и т.п. В общем, речь о вполне понятном принципе — эмотивные практики приводят к переживанию, испытанию и прочувствованию целевых эмоций.

Какие методы традиционно относятся сюда — и какие могут быть отнесены, посмотрим далее. Вопреки типичному заключению — их довольно много, никак не меньше 

1. Безусловное Принятие (Демонстрация и Обучение)

Или то, что Карл Роджерс называл "безусловное позитивное отношение". В РЭПТ, впрочем, не принят "безусловный позитивизм" — признавать всех людей "хорошими по определению" также иррационально, как и "безусловно плохими". Никак ни логически, ни фактически к этому прийти нельзя — но, если кому-то так проще, это может быть использовано в качестве "полу-меры".

Безусловное принятие — это ближе к тому, что можно назвать безусловными уважением: признание за любой личностью субъектности и автономности, и следующего из этих качеств личного достоинства и значимости. Достоинство — это, конечно, хорошо, но не в инфантильном смысле "достойно одобрения" и так далее; эмоционально это сама по себе нейтральная штука.

Помимо этой ключевой установки, признаваемой в качестве одного из "ядерных условий" — в РЭПТ принимаются и используются остальные из них:

  • Эмпатия: технически — это основной инструмент психолога и психотерапевта; все техники делаются, отталкиваясь от эмпатии. В РЭПТ отдельно уделяется внимание различению "эмоциональной эмпатии" и также "когнитивной эмпатии" — т.е. важно не просто понимать, что клиент чувствует, и это демонстрировать, но и также примерно представлять стояющую за этими чувствами философию (и также сообщать).
  • Подлинность ("Конгруэнтность"): опять же, технически — лучшее определение конгруэнтности состоит в том, что это сочетание эмоциональной зрелости, октрытости и гармонии. Это позволяет специалисту использовать не только эмоциональные переживания клиента — но и свои собственные, демонстрируя и препарируя их в целях наглядности.
  • Скажем, клиент имеет уродскую привычку перебивать (без договорённости об этом), вставляя своё никому не интересное мнение и советы — т.е. границы в общении не развитые, и это "инстинктивно" приводит к раздражению собеседника. Вполне можно это раздражение озвучить и прояснить, часто с весьма "просветляющими" для клиента эффектами. Однако — это подразумевает применение конфронтации, на что у немалого числа практиков просто "кишка тонка" пойти.
  •  Валидация: согласно М. Линехан — это ключевая "эмоциональная" техника в терапии вообще. Но дело в том, что по функции это то же самое безусловное принятие — "подтверждение" в смысле признания, никак не в смысле одобрения.

И, наверное, решающее отличие — в РЭПТ безусловное принятие это не только "вмешательство" со стороны практика, но и предмет для клиентского научения. Мы не только "показываем", но и рассказываем — как это делать в отношении себя и окружающих.

2. Эмотивные Визуализации

Основная из них — в некотором смысле "гипнотическая" или "медитативная" практика Рационально-Эмотивного Воображения (Rational-Emotive Imagery). Вкратце, это процедура воображаемого подвержения неприятным ситуациям, переживание соответствующих нездоровых эмоций и их преображение в здоровые, хотя и негативные, чувства, прямо "онлайн".

Кроме этого — "эмотивно" можно визуализировать многие вещи: желанные исходы, которые несомненно сопровождаются позитивными переживаниями; эффективные действия во время неприятных и дискомфортных переживаний, и так далее.

Особняком стоит редко используемое в РЭПТ, но популярное, например, в схема-терапии "Образное Переписывание" (Imagery Rescripting). Здесь клиент погружается в какое-то неприятное, часто "травматическое", воспоминание — и как-то его модифицирует: ведёт себя иначе, изменяет концовку и т.п.

Результаты у этого есть, и очень хорошие — но, с точки зрения рациональной терапии, это также "не-изящное" решение вопроса: ведь проблему в настоящем составляет не то, что там произошло, а сделанные из этого выводы и сформированные убеждения, дожившие до текущего момента. Прошлое — в любом случае не изменить, но всегда можно изменить его интерпретацию и оценку, на более здравые версии.

3. Драматические Техники: Ролевые Игры и т.п.

Все популярные техники психодрамы, вошедшие в арсенал чуть ли не всех терапевтических школ — используются и в РЭПТ, но, конечно же, на специфических теоретических основаниях.

Так, в "простой" ролевой игре какой-то ситуации — клиент фокусируется и на своих чувствах, и на тех убеждениях, которые к ним приводят; вполне возможно, что игровой процесс будет остановлен терапевтом, и произойдёт дискуссия об этих вопросах.

"Обратные" ролевые игры — используются в том ключе, что специалист или ещё кто-то берёт на себя роль "адвоката дьявола", т.е. пропонента иррациональных идей — а "протагонист" его активно оспаривает (не как это обычно — специалист изо всех сил убеждает клиента в бесполезности его токсичных взглядов). Помимо терапевтической эффективности самой по себе — это предоставляет некоторое "освежение" процесса.

Ну и, конечно же, не стоит забывать про "Горячие Стулья". Теория РЭПТ, разделяющая убеждения на 2 типа — позволяет использовать и эту технологию, взяв 2 стула и "разделив" личность клиента между ними.

4. Крепкие Выражения и Ненормативная Лексика

Про этот неоздноначный вопрос — у меня уже несколько публикаций. Здесь же вкратце повторюсь: идея в том, чтобы пользоваться матом и обсценными выражениями, что называется, "с умом" — то есть в меру и прагматически, учитывая их влияние на клиента. Да, с большинством посетителей — это позволяет быстро "создать доверие", но не со всеми.

5. "Мощные" Самовнушения и Энергичное Оспаривание

Также — отправляю к соответствующему материалу. Энергия и эмоциональный "заряд" важны именно тем, что оспаривание убеждений отстранённо и "мягко" — эффекта на конечных переживаниях иметь почти не будет, см. выше аналогию с велосипедом.

6. Юмор и Комические Техники

Есть несколько аргументов в пользу того, что юмор — одна из существенных техник терапии:

  • Как можно заметить во многих ситуациях, где переживаем излишнее возбуждение — например, странная тревога, ну или пошутить во время секса — юмор это возбуждение как бы "разряжает", снижает уровень текущего стресса. В этом плане, его можно включить в арсенал техник для "нормализации" состояния клиента — чем исполнять разные дыхательные визуализации, мы можем клиента рассмешить (если умеем). 
  • Один из исследователей феномена, Хёрли (Hurley — уже фамилия смешная), выдвинул и поддержал такую теорию, что юмор — это встроенный механизм для когнитивной перестройки. То есть это чувство юмора — имеет эволюционную значимость: находя ошибки и искажения в своих мыслях, предположениях и ожиданиях, мы получаем награду в виде веселья и смеха.
  • В пикап-кругах до сих пор ходит поговорка "Хочешь трахнуть — рассмеши", что даже поддерживают многие "объекты пикапа" (девушки, т.е.). С психологической перспективы — учтём, что пикаперы рассматривают свою деятельностью как что-то близкое к "внушению" и "контролю жертвы", что наблюдаемо в широком использовании псевдонаучных техник НЛП и "разговорного гипноза".
  • Но рациональное зерно в этом всём есть: персонажа, который нас смешит, мы не склонны рассматривать как угрозу, и даже можем ему больше доверять и открываться. В таком смысле, можно рассматривать комические "вмешательства" в контексте "пафоса", по Аристотелю — т.е. воздействие на эмоции публики, в риторических целях её убеждения. 
  • Далеко чтобы не ходить — многие мракобесные "ведические психологи", стоит признать, обладают неслабым чувством юмора и навыками комиков, так что даже я, как старый фанат "стенд-ап" культуры, периодически просматриваю всякую Сатью и Сратью. Другое дело — что человеку неподготовленному это чревато: без развитого критического мышления и устойчивой системы убеждений можно и "повестисть" на кришнаитскую ерунду невзначай, на что многие из них и рассчитывают.

7. Культивация Мета-Чувств.

Одна из "магических" вещей в психологии — использовать даже "негативные" эмоции в полезных целях. В основном, подразумеваются два варианта использования:

  • В отношении вредных иррациональных идей — развивать чувства гнева, презрения, пренебрежения, возмущения и неуважения. В общем — да, необходимо разозлиться, но не на себя и не на кого-то левого — а на свою собственную лень, безволие, инертность, невнимательность и так далее.
  • В отношении полезных рациональных идей — прокачивать благодарность, признательность, восторг и восхищение. Короче, обратная тактика 🙂

8. Упражнения Позитивной Психологии (в т.ч. развитие Доброжелательности, Сострадания, Благодарности и т.д.).

Особенных комментариев пока нет — ну, практики и практики, недавно о благодарности тоже высказывался. Стоит понимать, что 2 основных задачи психотерапии — это 1) Помощь в преодолении расстройств и проблем; 2) Помощь в развитии и самоактуализации. Одно без другого — не сработает, то есть "выкидивать" именно терапевтический лечебный компонент по причинам "патологизации" это просто недальновидность. Да и само это движение — довольно странное: патологии, мол, не существует — ну "Нью-Эйдж" заявляет, что смерти не существует, смерть и болезни от этого никуда не деваются.

9. "Перенос": Работа с Переживаниями внутри терапевтических отношений

В отличие от психодинамического подхода, КПТ и РЭПТ не делают такого "сакрального" акцента на терапевтических отношениях и переносе. Однако, есть множество ситуаций, когда "работа в переносе" прямо показана и крайне продуктивна:

  • Клиент демонстрирует во время сеанса поведение, более-менее прямо относящееся к его заявленным проблемам;
  • Нездоровый или любой "перенос" (эмоциональные реакции и действия клиента) становится помехой в работе над поставленными задачами
  • Другие эмотивные техники — не будут столь же "драматическими" и показательными.

В общем-то, последний пункт — самый важный; если мы сталкиваемся с проявлением проблемных переживаний прямо во время сеанса, то именно работа в этом состоянии будет наиболее результативной из "эмотивных" техник, к которым можно обратиться позднее или прописать в самостоятельные задания.

10. Экспрессивные/Креативные Методы

Вообще, арт-терапия нечасто используется в КПТ как таковая — но это может быть сделано без проблем.

Основная возможность креативного выражения переживаний — в их осознании и последующем "инсайте", то есть в основном это техники для психодиагностики. Как можно убедиться, во множестве руководств по подобным методикам процесс следует как некоторое креативное упражнение, а затем обсуждение получившегося продукта. Обсуждение, дискуссия — и есть самый активный ингредиент. 

Впрочем, техники рисования, лепки, аппликаций и прочего детского досуга — могут быть использованы и в качестве облегчения эмоционального стресса, это тоже, конечно, "терапевтично" — примерно как и простая релаксация. Но с психологическими источниками проблем, ясное дело, при этом само собой ничего не происходит — разве что случайно, как это бывает и во время когнитивных техник исследования автоматических мыслей: иногда клиенту их достаточно осознанно сформулировать, и он уже машинально их "оспаривает" — ибо в отчётливой форме они выглядят как явный маразм.

 

Источник

Похожие статьи:

/* */