Гостевой брак: попытка научного изучения.

В современном обществе брак претерпевает изменения, частным проявлением которых служат разнообразные, неоднозначно воспринимаемые его формы. К ним, например, относят так называемый гостевой брак. В социологических, культурологических, психологических исследованиях можно встретить подходы, как утверждающие естественность и историко-культурную обусловленность подобной формы, так и ее критику, и обоснование ущербности и деградации данного союза мужчины и женщины. Среди причин возникновения гостевого брака называются приоритет в общественном устройстве товарно-денежных отношений, моральная деградация, нарушения привязанности у каждого из супругов. Существует подход, согласно которому, гостевой брак является промежуточным, кризисным этапом в развитии брачных отношений, разрешением которого является либо переход на качественно новую стадию брачно-семейных отношений, либо развод.

Гостевой брак (или визитный брак) не является четким, устоявшимся, операционализированным понятием. Однако, в самом названии данной формы содержится указание на отсутствие у супругов общего места проживания и хозяйства. Иными словами, данный брак является официально зарегистрированным, но супруги не живут вместе, встречаясь, время от времени, на территории друг друга или на нейтральной территории. Кроме хозяйственно-бытовой функции, остальные сохранены, но специфичны. Практикуется раздельный бюджет, наряду с традиционным пониманием экономической функции как материальной поддержки друг друга. Представлена социально-статусная функция, понимаемая как воспроизведение структурной единицы общества. Функция первичного социального контроля обеспечивается на договорной основе: границы дозволенного, обязательства и регламент в браке вариативны. Данный тезис относится и к сексуально-эротической функции (запрет или свобода в выборе других сексуальных партнеров), досуговой функции (отдых совместный или раздельный), репродуктивной функции (рождение общих детей, дети от других партнеров, сознательно бездетный брак, усыновление), воспитательной функции (нередко один партнер берет на себя основную долю заботы о ребенке при определенном вкладе второго супруга, воспитание детей членами расширенной семьи), эмоциональной функции (если в достаточной мере представлены поддержка, признание, забота и симпатия).

Ошибочным, на наш взгляд, является мнение, что гостевой брак отличается отсутствием связи между супругами. В инфологическом проектировании базы данных специалистами в программировании  используется модель типа «сущность-связь». Сущность понимается как реально существующий объект материального мира. Сущностей может быть сколь угодно много, но между ними есть взаимодействие – связь. Супруги в гостевом браке также реальны и связь между ними есть, пока есть взаимодействие, которое есть даже в случае отсутствия вербального или невербального контактов, а также физического присутствия рядом. Привлекательность этой форме брака придает сохранение «свежести» чувств и отношения. Супруги, зачастую, готовятся к встрече, как к свиданию. Дольше, чем в традиционном браке, сохраняется приятное волнение от присутствия «чужого» рядом. Сексуальные отношения, в этой связи, имеют тенденцию долго сохранять новизну восприятия.  

Стабильность гостевого брака обеспечивается поддержанием данных функций на оптимальном для каждого супруга уровне. Сбой в коммуникации или невозможность ее наладить, могут привести к разрыву. Несмотря на то, что данную форму брака могут предпочитать разные возрастные категории, в нашем обществе чаще других ее выбирают супруги, вступившие в поздний брак. Выбор данной формы брака может быть первичным (когда обоими супругами она изначально планировалась), выступать как показатель кризиса в семье классической формы отношений или являться способом постепенного сближения для супругов с избегающей или амбивалентной привязанностью, а также взрослых людей в позднем браке. 

Нами было проведено исследование удовлетворенности браком супругами в позднем браке и их брачных установок, в результате которого мы пришли к следующим выводам. Удовлетворенность браком это характеристика, непосредственно определяющая качество брака. Брачные установки, в свою очередь, являются недостаточно разработанной тематикой, особенно касаемо исследований позднего брака. Одна из гипотез данной работы состояла в том, что имеется непосредственная связь между удовлетворенностью браком и установками.

В исследовании участвовали 5 семейных пар в возрасте от 36 до 42 лет, с одним ребенком дошкольного возраста от 1,5 до 4 лет. При этом у всех испытуемых брак заключен в возрасте старше 35 лет и других детей вне брака не имеется. Семьи взяты на третьем этапе жизненного цикла семьи, на котором может иметь место максимальный спад удовлетворенности браком.

Было выявлено, что удовлетворенность браком в поздних браках определяется средним уровнем, что интерпретируется как «благополучные» отношения. Данные по шкале «отношение к «запретным сферам секса»» показали, что 3 из 5 испытуемых мужчин считают тему секса довольно запретной, в противовес этому, их жены имеют противоположное мнение и для них данная тема является довольно свободной для обсуждения. Данный результат дает сферу для проработки в области помощи стабилизации взаимоотношений супругов в поздних браках, сфера эта – непосредственно сексуальные отношения и снятие барьеров в их обсуждении, в большей степени у мужчин.

Была, также, выявлена связь между удовлетворенностью браком и шкалой «ориентация на совместную деятельность». Это говорит о возможной связи увеличения уровня автономности каждого из супругов и роста удовлетворенности браком. Можно предположить, что в поздних браках баланс автономии и совместной деятельности положительно сказывается на брачных отношениях супругов, что в некоторой степени объясняет выбор гостевой формы брака. Следующим возможным объяснением выступает статистически подтвержденная связь между уровнем удовлетворенности браком и положительным отношением к разводу. Иными словами, чем более лояльно супруги относятся к возможности развода, тем более они удовлетворены брачными отношениями. Это дает право предположить, что данный фактор имеет некоторую связь с автономией супругов. Так же была выявлена связь между удовлетворенностью браком и шкалой «ориентации на традиционное представление о роли женщины». Чем более нетрадиционное, нешаблонное представление о роли женщины у мужчины, тем более удовлетворены браком супруги. Это, вероятно, отражает дух нашего времени, когда роль женщины расширяется до максимально возможного спектра ролей кроме роли жены и матери.

Можно заключить, что гостевой брак является приметой времени и требует дальнейших  научно-практических исследований. Стабильность и целостность данной формы супружеских отношений может быть обеспечена за счет хорошо налаженной коммуникации и соблюдения системы договоренностей. Полученные результаты дают ряд оснований для создания коррекционной программы для работы с поздними браками и спецификой отношений характерной непосредственно для них.

 

Источник

Похожие статьи:

/* */