Настройка души

На одной из конференций вдохновила одна тема, сути которой будет посвящена эта статья. Речь шла о реметафоризации в нашем лексиконе как о феномене, возрождающему «потухшие метафоры» и возвращающему «эмоциональные» слова к их старым «телесным» корням.

Звучит этот термин весьма устрашающе, но подробно останавливаться в своей статье на нем долго не буду, так как здесь будет важно другое. Однако, для того, чтобы снизить уровень тревоги и удовлетворить интерес некоторых читателей, предоставлю материал, в котором более подробно описан этот феномен, в ссылке, прикрепленной в конце статьи. А для дальнейшего повествования будет достаточно следующей информации по поводу реметафоризации:

Основной функцией нашего с вами языка является обозначение различных феноменов действительности (проще говоря – знаковая функция), т.е. каждое слово обладает смыслом, который мы кодируем при помощи букв. На примере это выглядит достаточно просто: когда мы говорим «часы», мы представляем какой-то прибор, который измеряет время. Так вот многие слова, которые мы знаем, т.е. знаем их смысловую нагрузку, не всегда имели тот же смысл, а некоторые из них появились только сравнительно недавно.Метафора же участвует в формировании новых слов в виде переноса значения одного понятия на другое, метафора является как бы катализатором этого образования. И когда метафоры умирают, буквализируясь, они превращаются в общезначимые и общеупотребимые слова. Например, слово «настроение» в своем современном значении существует лишь с середины XIX века и произошло от глагола «настраивать», который употреблялся в обозначении настройки музыкального инструмента. Следовательно, слово «настроение» содержит «потухшую» или «умершую» метафору, в основе которой было положено сходство между музыкальным инструментом и душой (помните выражение «душа поет»?). Реконструкция же утраченной языком метафоры называется реметафоризациией.Язык — кладбище потухших метафор. Ф. Ницше

При чем здесь эмоции? – спросите вы. Все мы знаем, что наши эмоции неразрывно связаны с нашим телом, организмом. И когда мы испытываем сильные эмоции, мы ощущаем их телом. Поэтому неспроста обозначение физических (телесных) ощущений как более древних легли в основу обозначения наших эмоций. Если проследить весь процесс становления «эмоции» как понятия на протяжении многих веков, то можно заметить следующее движение мысли: ощущение – чувства – эмоции (самое молодое слово).

Как выглядит этот процесс становления. Слова, обозначающие эмоции (горе, печаль, тоска, сожаление и др.), первоначально были максимально приближены к физическим ощущениям, т.е. обозначались глаголами, описывающими эти ощущения:

Печаль – печь.Горе – гореть, жечь.Тоска – давить, стеснить.Грусть – грызть.Сожаление – жалить, колоть.

Если посмотреть этимологию слов, можно найти и другие представления.

Таким образом, через метафоры образовались многие знакомые нам слова эмоций, которые в свою очередь являются сами по себе метафорой.

Очень часто в психологическом консультировании затрачивается уйма времени именно на осознание своего эмоционального состояния, т. е. определения конкретных актуальных эмоциональных переживаний и установления их связи с поведением, ситуацией, влиянием других, с телесными ощущениями. И только через осознанность эмоций приходит их принятие, облегчение и дальнейшая проработка поведения.

Как я писал в одной из своих статей, нередко эмоции подменяются метафорическими образами-представлениями ("как будто падаю в пропасть, теряя сознание"). Иногда подобные метафоры могут иметь телесный характер: «сжимает, давит в груди…». Особенно ярко это выражено при депрессиях, как например: «тело, будто, проткнули насквозь, всё горит…». Более тяжелые случаи рассматривать не будем.

Обычно, в этом случае специалисты стремятся привести клиента к более осознанному отношению к своим переживаниям. Поэтому если «сжимает, давит в груди…», то можно подумать про тоску, а если «тело будто проткнули насквозь, всё горит…», то можно подумать про сожаление, жалость, горе.

Однако эта ситуация может работать и в обратном направлении, т. е. осознание эмоций через метафоры телесных ощущений.

Чем привлекательна метафора эмоций в данном случае? Метафора может быть представлена, как что-то конкретное, а значит, ее можно корректировать, и вместе с тем, изменять свое эмоциональное состояние, «настраивая свою душу» на необходимый лад. Главное, чтобы она имела наиболее тесный контакт с телом.

И тогда ее можно представить и записать. Для этого необходимо сосредоточиться на своих переживаниях, например:

«Мое тело трясет в разные стороны, словно дерево в ненастную погоду. А корни его грызут бобры, очень медленно сдавливая каждый сантиметр…»

На данном этапе уже прослеживаются те самые слова, которые могут свидетельствовать о некоторых эмоциональных переживаниях.

Затем можно зарисовать эту метафору – чем конкретнее, тем лучше. И когда рисунок будет завершен, и эмоциональный отклик как подтверждение достоверности будет получен, можно начинать изменения изображения. Подобное корректирование рисунка изменяет метафору, а затем и актуальное эмоциональное переживание, при этом изменение должно быть ориентированным на решение, должно быть частью общего механизма полученной метафоры. Например, в нашем примере можно дорисовать палку, к дереву для укрепления или посадить рядом еще дерево – тут уж вариантов много. После трансформации идет анализ добавленных либо измененных элементов, т.е. ресурсов (ваши реальные жизненные опоры, которыми вы не пользуетесь в полной мере). Происходит анализ при помощи вопросов: «Как этот элемент может помочь?», «Чем/кем этот элемент может являться в моей жизни?» и др.

Думаю, некоторые читатели уже вычислили здесь арт-терапевтическую технику «Мое настроение». Однако здесь есть несколько различий:

1) Метафора эмоций всегда представлена конкретным содержанием.2) Она ближе к телесным ощущениям.3) Более высокая степень абстрагирования.4) Возможность более точной диагностики при неопределенных переживаниях.

Думаю, можно придумать и другие техники «настройки души» по этому механизму, пишите в комментариях 🙂

Обещанная ссылка http://psychiatr.ru/files/magazines/2013_06_obozr_582.pdf

Источник

Похожие статьи:

/* */