О психологической помощи

Автор Кошелева Надежда

В своей практике я периодически сталкиваюсь с людьми, которые ничего про психологов не знают. Ко мне на прием они попадают кто из любопытства, кто совершенно случайно, кого-то заставили родные… и прямо спрашивают «О чем с вами можно поговорить?», «У меня вот такая ситуация сложилась. Не знаю, что мне делать? Может, вы что-нибудь посоветуете?» или «Вот вы посмотрели на меня… что можете про меня сказать?». В последующем они неизбежно разочаровываются в психологе и в психотерапии, т.к. имеют свои собственные представления (или совсем их не имеют) об этом процессе. Им кажется, что психолог как рентген видит людей насквозь, ставит диагнозы, и точно знает, что и как нужно делать. Столкновение с тем, что этот «непонятный человек», напротив, не понимает очевидных с точки зрения клиента вещей и уж тем более не дает советов, очень неприятно для обоих. И прежде чем начать обсуждать наболевшее, нужно потратить какое-то время, чтобы справиться с возникшими эмоциями, поговорить о том, что и как будет на консультациях происходить, за что отвечает клиент, а за что – терапевт. 

Эту статью я написала с целью создать у читателя более адекватное представление о процессе психотерапии, а значит увеличить осознанность и ответственность за ее результат. В ней я указала основные, на мой взгляд, составляющие этого процесса, с которыми неизбежно придется столкнуться и о которых важно знать.

1. Цели и задачи психологического консультирования: 

Мне представляется, что в целом психологическая помощь сводится к нескольким основным задачам:
— предоставление информации клиенту о различных этапах и кризисах развития личности, семьи, отношений и т.д.;
— сопровождение и поддержка клиента в его жизненной ситуации (утрата, развод), коррекция эмоционального состояния, работа с телесными ощущениями;
— расширение представления клиента о конкретной ситуации, о себе, увидеть имеющиеся ресурсы, определиться с выбором;
— психологическое тестирование и коррекция психических функций (мышление, память, внимание и пр.) если, конечно, специалист занимается этим видом деятельности. 
Эти задачи могут быть реализованы в рамках:
— краткосрочного консультирования (от 1-2 до 10-15 встреч), когда необходимо получить ответ на волнующий вопрос или разобраться с конкретной проблемой, 
— либо долгосрочного (от 15 и выше), в которой речь идет уже о коррекции характера и в целом об изменении образа жизни. 
— а так же разными подходами в психотерапии в зависимости от специализации и предпочтений консультанта: (экзистенциальная психотерапия, гештальт-терапия, арт-терапия, психоанализ и т.д.)

Но в конечном итоге цель у всех направлений одна – это реальные изменения в жизни клиента, в его отношениях с окружающими, в его отношении к самому себе. Эти изменения происходят за счет увеличения осознанности клиента в своих потребностях, желаниях, чувствах, ценностях и ответственности за их реализацию, что в свою очередь позволит сделать жизнь более интересной, насыщенной.

2. Доверие. 

Вообще, доверие в отношениях «клиент-терапевт» имеет первостепенное значение. Если нет доверия, то ни о каких положительных изменениях в принципе речи быть не может. Какими бы регалиями и техниками не обладал психолог, ничего не случится, если вы ему не доверяете. Все, что он будет говорить вам и предлагать, пройдет мимо – вы его не услышите и ничего не поймете. Потеряете зря время, и деньги. Как только поняли это, ищите себе другого специалиста. Благо, что нас психологов много и мы, также как и люди, к счастью, все разные . Работаем в разных направлениях. Владеем разными техниками. Обладаем разными стилями. Один даст хорошего пинка, с другим можно расслабиться и помолчать, третий засыпет интересными техниками, привезенными с последнего интенсива… 

Поэтому из всего многообразия специалистов важно суметь выбрать СВОЕГО. Того, с которым у вас возникнет взаимная симпатия. Появится ощущение, что вы говорите на одном языке. С которым вам будет хорошо и не очень. «Хорошо» означает, что в целом вы чувствуете себя с ним спокойно и в безопасности, доверяя свои тайны, слабости, сокровенные переживания и при этом уверены, что этот специалист работает исключительно в ваших интересах и на ваш запрос. А «не очень» — это когда вы доверяете ему говорить вам правду, которая может быть весьма неприятной, и при этом чувствуете, что вас за это не осуждают и не оценивают, а поддерживают, помогают прожить и принять её. С другой стороны, при наличии доверия вы и сами имеете силы и возможность говорить терапевту о своем недовольстве и раздражении, неизбежно возникающем в процессе терапии, и при этом уверены, что он на вас за это не «обидится», не «отвергнет» и отношения сохранятся. 
Такая откровенность, принятие и поддержка помогают построить прочные отношения сотрудничества, которые могут послужить хорошей опорой и поддержкой для изменений в реальной жизни. 

Но зачастую, чтобы появилось это самое доверие, необходимо несколько консультаций, позволяющих «притереться» и понять, насколько вы подходите друг другу и только после этого приступить к обсуждению серьезных вопросов.

3. Ответственность. 

Ответственность за результат терапии делится между клиентом и терапевтом пополам. Это тяжело бывает принять, т.к. существует в подсознании такая потребительская установка – раз я заплатил деньги, значит, теперь моя проблема быстренько должна решиться. Так вот, в кабинете психолога она не работает. 
Во-первых, психолог это не волшебник, не экстрасенс, не спасатель и не может за пару встреч вытащить клиента из той ж…, в которой он оказался. Как правило, к психологу обращаются тогда, когда уже совсем все плохо: отношения окончательно испорчены, сил больше нет ни на что, а работать надо, душевные переживания уже проявляются на телесном уровне и т.д. При этом ожидается, что одна-две консультации что-то решат. Это не так. Если какая-то проблема создавалась годами, то, для её решения тоже нужно потратить немало времени. И прежде всего самому клиенту. Скорее всего, придётся учиться слушать и слышать самого себя и близких, учиться выражать свои чувства и договариваться, менять дурные привычки на здоровые, нести ответственность за свой выбор, отстаивать свои границы и признавать тот факт, что другие люди тоже имеют на это право и.т.д. И это все реальные действия и огромная душевная работа клиента в повседневной жизни. В кабинете психолога в ходе эксперимента можно попробовать что-то сделать или сказать по-другому, встретиться со своими чувствами и хотя бы на короткое время стать самим собой… иными словами, получить новый опыт, который можно будет перенести в свою жизнь. Сколько на это понадобится встреч, однозначно сказать нельзя. Только сам клиент может решить, когда ему достаточно. 
Психолог же несет ответственность только за ПРОЦЕСС консультирования, за то, что происходит во время встречи, т.е. насколько его техники и стратегии эффективны для каждого конкретного человека, насколько удастся создать атмосферу безопасности и поддержки. 

Во-вторых, психолог для клиента посторонний человек и не может (и не должен!) однозначно сказать, что для него хорошо, а что плохо. В этом для меня проявляется уважительная позиция к истории клиента как она есть, без стремления что-то улучшить и переделать в ней. И именно такая позиция является наиболее мотивирующей и способствующей тем изменениям, которые действительно необходимы. Все, чем может помочь специалист, это сделать доступными для осознавания мотивы поступков клиента, скрытые желания, переживаемые чувства и сделать ситуацию максимально ясной и понятной. Только после такой расстановки сил клиент решает что он хочет со всем этим делать: как-то менять ситуацию или искать способы адаптации к ней. И клиент ничего не хочет, то даже десять психологов не смогут ничем помочь. Есть такой анекдот: «Сколько психологов нужно чтобы поменять лампочку?» — «Один, если лампочка готова меняться». Можно, конечно, просто поговорить, поплакать, получить долю сочувствия и поддержки и с облегчением уйти, это тоже бывает важно в некоторых случаях. На какое-то время станет легче, но ненадолго. Потом все вернется на круги своя. Потому что реальные перемены приносят только конкретные действия. Другого не дано. Именно за это отвечает клиент.
И еще. Если хотите ускорить процесс терапии, займитесь активно самообразованием, читайте как можно больше о той проблеме, которую хотите решить и задавайте вопросы психологу.

 4. Запрос. 

Неважно пришли вы на одну консультацию или настроены на долговременную работу, вас все равно спросят – чего вы хотите получить в итоге? Мне кажется, что психотерапия без запроса возможна только в экстренных случаях (например, в ситуации переживания утраты или техногенной катастрофы) в остальном это признак дурного тона. 
Формирование РЕАЛЬНОГО запроса – необходимый этап, на который нужно потратить какое-то количество времени, а то и встреч. Часто слышу на консультациях: «Сделайте что-нибудь с моим ребенкоммужем?», «Хочу быть счастливойлучше понимать себяповзрослеть…». Это простейшие примеры нереальных запросов. В первом случае он ставит своей целью изменение другого человека против его воли, а это невозможно. Во втором – полная туманность и размытость. Реальный запрос это тот, который касается лично клиента, его взглядов, чувств, поступков, ответственности, т.е. всего того, с чем можно работать непосредственно на сессии, а так же имеющий четкие критерии желаемого результата. Если переформулировать, то получится «Как Я могу ему помочь?» или «Как МНЕ наладить отношения…?», «Хочу научиться доводить дело до конца» и т.д. Звучит уже более реально и конкретно, а значит и выполнимо. 
Еще важный момент – в течение терапии первоначальный запрос может меняться. Так часто бывает и это нормально. Когда начинается работа с определенной темой и рассматривание ее под разными углами зрения, меняется в целом восприятие ситуации и то, что волновало вчера, сегодня может звучать по-другому, а то и вовсе появится новая, не менее важная фигура. Например, клиент пришел работать про отношения с мужемженой, а оказывается, что причина проблемы кроется в отношениях с мамойотцом. И тогда ему нужно принимать решение в какую сторону идти дальше. А бывает и так, что помимо запроса есть еще и актуальное состояние, вызванное разными жизненными событиями. Например, вы пришли, чтобы поработать с темой уверенного поведения на собеседовании, но в процессе работы умирает ваша любимая собачка. И тогда первичный запрос может быть временно «отодвинут» в сторону, и работа продолжится с тем, что беспокоит прямо сейчас.

5. Терапевтический контракт.

Это необходимые границы терапевтических отношений, которые подтверждают факт, что вы пришли не на встречу с подружкой, а на прием к специалисту. Он необходим для того, чтобы сделать отношения между клиентом и терапевтом максимально понятными, определёнными и безопасными, без каких-либо двусмысленных толкований. Кроме того создаёт рабочий настрой. На мой взгляд, пункты контракта это некоторые условия, при которых психотерапия может быть более успешной, чем без них. Я пишу «может быть», т.к. не для всех контракт является целительным. Есть люди, которые плохо переносят ограничения в отношениях. И тогда он оказывается демотивирующим фактором, что отнюдь не способствует развитию доверия. 
Контракт заключается на первых встречах, когда клиент и терапевт немного присмотрелись друг к другу, сформулировали суть проблемы, желаемый результат и приняли решение о том, что будут работать вместе. Дальше обсуждаются особые условия. Например, работа над конкретной проблемой может включать в себя выполнение домашних заданий и (или) написание отчета, ведение дневника, дополнительные обследования у смежных специалистов (в случае подозрения на психосоматическое или психическое заболевание). Некоторые терапевты в контракт включают цели терапии и критерии, по которым можно судить, что терапия закончена. Если специалист планирует сделать аудиозапись какой-либо встречи, то он так же обязан получить на это разрешение клиента. 
Есть и другая сторона контракта – административная. Она касается таких организационных вопросов как оплата, перенос встреч, опоздания, пропуски, условия завершения терапии. 
У каждого терапевта свой собственный контракт — кому-то важно чтобы клиент оплачивал пропущенную сессию и обязательно выполнял домашние задания, а кому-то нет. Кто-то заключает его в письменной форме, а кто-то в устной. Лично для меня главное одно: контракт это то, что должно обсуждаться обеими сторонами до полного согласия, при его обсуждении терапевту нужно проявлять гибкость, быть готовым что-то убрать или добавить по вашему желанию. Но если вы, как клиент, чувствуете, что с чем-то не можете согласиться, лучше найдите другого специалиста. 

 

Источник

Похожие статьи:

/* */