О связи внимания и дыхания.

О связи психики и соматики — внимания и дыхания —
предлагаю сравнить две, по-моему весьма похожие, цитаты, имеющие разницу в 600 лет:

1. психоаналитик Отто Феничел, 1931 год: "Продолжительные слабые изменения в психическом состоянии производят дистоническое воздействие на респираторное функционирование … в основном в виде временных задержек дыхания… Данное влияние становится особенно поразительным при намерении начать новое действие, по сути … при каждом изменении направления внимания… Их связь с вниманием очень понятна. По предположению Холлоса, данные сбои в дыхании соответствуют сбоям в ритмичной смене направления внимания: из вне — во внутрь. … процитирую Сутера, который заявляет: «полная задержка дыхания» — есть «теоретически оптимальное условие максимального внимания». (статья "Дыхательная интроекция", том 1 "Собрания работ", 1956, на русск. не издавалось, есть на моём сайте в моём переводе);

2. епископ Григорий Палама, 1338: "… ум, будучи собираем во внутрь, часто ускользает во вне, и … приходится часто сразу возвращать его внутрь, а ум ускользает, как трудно удерживаемый вниманием в созерцании единого. Некоторые советуют им воздерживаться от частого дыхания и сдерживать дыхание, чтоб вместе с дыханием и ум удерживать в себе, приучив ум не направляться на внешнее, сделать его сильным к сосредоточению на едином. Впрочем, сдерживание дыхания, как любому понятно, начинается само собою за вниманием ума, потому что при усиленном размышлении о чем-либо дух сей (дыхание) медленно входит и выходит, особенно у безмолвствующих телом и духом." ("Добротолюбие", 1992, том 5, стр.295)

Йога несомненно аналогична исихазму (как медтитативно-молитвенной практике в рамках греческо-православного христианства), но видно что подход к вопросу о взаимовлиянии телесности и ума/души/ума прямо противоположен. Цитата Гр.Паламы — это часть ответа на вопрос инока: "… почему мы стараемся всеми силами вводить ум вовнутрь и не считаем дурным заключать его в теле." И Палама с цитатами последовательно утверждает мысль о различии не тела и ума, а тела и умствования телесного, что возможное "зло" заключается не в теле, а в порабощенности ума телу, и потому ум надо "выводить" не из тела, а из "телесных помышлений". Созерцание божественного достигается иноками при том условии, чтобы ум повелевал телом и телесными функциями настолько насколько возможно, и потому ум надо "вводить" в тело и в сердце особенно. Противоположный процесс, как о том я читал у коллег, например в джайнизме — вывод ума из тела — называется по русски исступление, от греч. "экс-стаз" (=стоять вовне). Относительно практик экстаза Палама пишет: "…выводить ум не из телесного помышления, а из самого тела, за пределами которого он якобы улучает умные созерцания — это есть злейшее эллинское обольщение, корень и источник всякого злоучения, бесовское изобретение, наука, порождающая безумие и порожденная недоумием. Не случайно вещающие по внушению демонов бывают в исступлении из самих себя, сами не понимая того, что говорят. Мы, наоборот, вводим ум не только внутрь тела и сердца, но даже еще и внутрь самого ума" (под эллинским обольщением понималось идеалистическое представление Платона о теле как гробнице души). По идее Паламы, ум, возвращаясь в тело, начинает его полностью контролировать и устраняет источник различных переживаний, что делает возможным почувствовать действие (греч. энергию) Бога и приобщиться к Богу не по сущности (или природе), а по благодатному действию — это примерно как согреться у костра не значит стать самому пламенем. Кстати дискуссия епископа Фессалоникийского Гр.Паламы (с будущим католиком, а тогда православным иноком Варлаамом Каламбрийским, в защиту практики афонских монахов) развертывалась вокруг образа Фаворского света, что важно при богословском рассмотрении вопроса о том, что сущность Бога остаётся для человека непознаваемой, но познаваемыми для человека являются действия (греч. "энергии") Бога. Думаю, что с данными рассуждениями можно проводить и психоаналитические параллели.

Источник

Похожие статьи:

/* */