О теме сепарации подростков от семьи, развитие их самостоятельности и психологической зрелости

Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Это переживание, связанное с ответственностью за себя и близких, умение сочетать права и обязанности, самостоятельность выбора и включенность во множество иерархий и систем общения. Но взрослость – это не "продукт созревания", а продукт социального научения, основным механизмом которого является социальное подражание.

Поэтому актуальным запросом при  оказании  психологической помощи подросткам и их родителям,  является   противоречие  между желанием и стремлением подростков к самостоятельности и психологической неготовности родителей принять и поддержать эту новую форму поведения своих детей.

Формирование ответственного поведения — длительный и постепенный процесс, требующий от родителей создания условий для проявления самостоятельности в зависимости от возможностей в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Поэтому очень  эффективно, если ответственная модель поведения – норма поведения всех членов семьи, в которой воспитывается ребенок. Следовательно, если навыки самостоятельных и ответственных поступков  не смогли сформироваться, то подросток не сможет начать использовать эту модель поведения с наступлением …. (какого-либо возраста, наиболее подходящего для проявления самостоятельности, по мнению родителей).

Можно привести несколько примеров причинно-следственных связей:

  • Если решения принимают за подростка родители, то они не только не способствуют развитию его самостоятельности, но часто приводят к развитию чувства неполноценности и неуверенности в себе.  
  • Родители могут только декларировать свое желание в "независимости  подростка", но сами  же не давать  ему возможность эту независимость проявить (несоответствие между    желанием родителей и реальными моделями поведения, не позволяющими развиваться самостоятельным формам поведения у подростков).
  • Родители так же могут недооценивать свое влияние на подростков. Воспитание – это всегда двусторонний процесс, который накладывает и  на родителей определенные требования  — соответствие образцам этики и культуры поведения (т.е. дети копируют и положительные и отрицательные ментальные и поведенческие  модели родителей).
  • При поддержке психолога родители так же могут осознать и увидеть следующую особенность: они используют модели поведения, которые применяли к ребенку в предыдущие периоды его жизни (но в данном периоде они неактуальны и неэффективны).
  • Таким образом, когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым. Поэтому параллельно с уменьшением родительского контроля (и увеличением  самостоятельности подростка) важно установить рамки дозволенного.  Например:

  • Хорошим способом показать подростку, чего от него ждут в семье, считается установление семейных правил. Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность. ·
  • Научно доказано, что у подростков рассеянное внимание. Поэтому, когда вам нужно ему о чем-то напомнить, говорите только одно слово, например: «Стирка!» Это подростку услышать и усвоить легче, чем пятиминутную лекцию о необходимости общественного полезного труда и о том, что вы в его годы… Запомните: одно слово эффективнее нотации.
  • Доверяйте подростку небольшие серьезные дела (помощь по дому (поручения), покупка продуктов и вещей и проч.), а так же "разрешите" ему  самого  себя обслуживать (для некоторых родителей это действительно трудно сделать). Человек взрослеет тогда, когда делает что-то без страховки. Если же подростку всегда есть на кого понадеяться, то и ответственность будет формоваться медленнее.  
  • Таким образом, помощь родителей подростку  может быть в поддержке конструктивных форм поведения, демонстрации готовности оказать поддержку в случае необходимости, соблюдения границ и уважение к сфере общения подростка с окружающими его людьми. Для этого родителям нужно  принять  ситуацию, что их ребенок имеет право на самостоятельные выборы.

    Источник

    Похожие статьи:

    /* */