Про девочку Веру и учительницу химии

Я довольно много пишу в последнее время в социальных сетях о страхах и тревогах школьников. Наверное, возникает вопрос, как именно я работаю с этой темой, что происходит за дверью моего кабинета. Мне кажется, интереснее рассказать об этом на конкретном примере.

Несколько месяцев назад я познакомилась с Верой (конечно, это не настоящее имя девочки). Маму Веры беспокоило то, что Вера боится учительницы химии. Причем этот страх уже проявлялся на уровне физического недомогания: на «любимом» уроке Вера чувствовала сердцебиение и дурноту.

Естественно, для начала мы поговорили с Верой. Выяснили, что именно ее пугает в учительнице (оказалось, что она частенько покрикивает на уроке и, как бы это помягче выразить, не особенно лестно отзывается об интеллектуальных способностях как Веры, так и других учеников).

Прежде всего я решила дать Вере возможность выпустить наружу накопившиеся чувства, выразить свой страх. Мы работали в технике смены ролей, которую я довольно часто применяю. Вера побыла в роли учительницы, причем постепенно она все больше входила в эту роль, в голосе появлялись властные нотки, руки потрясали тяжелой указкой, глаза метали молнии в сторону нерадивых учеников. Я в это время была ученицей и… усиленно боялась. На самом деле, этот прием (побыть в роли пугающего объекта) очень эффективен при работе с очень многими страхами.

Затем мы поменялись ролями. Вера вернулась на привычное для себя место школьницы, а я превратилась в учительницу, «возвращая» Вере те пугающие в поведении педагога моменты, которые она разыгрывала в предыдущей части нашей работы. В определенный момент девочка смогла постоять за себя и выразить в адрес «химички» накопившуюся агрессию. Здесь очень важно понимать, что психологи вовсе «не учат детей хамить учителям», а просто дают возможность выразить в безопасной обстановке и экологичными способами давно копившиеся чувства. А за страхом, кстати, почти всегда скрывается много агрессии.  

Вторым шагом в нашей работе было научить Веру способам эмоциональной саморегуляции, чтобы она могла сама справляться со своими негативными чувствами, сталкиваясь с объективно неприятным педагогом (вообще, для меня это всегда важная часть работы, ведь моя цель –  не «подсадить» человека на бесконечный процесс психотерапии, а научить его самого справляться со своими трудностями).

Для начала я научила Веру простейшим приемам работы с дыханием, которые помогают успокоиться и более-менее расслабиться в тревожащей ситуации. А затем мы начали своего рода игру, цель которой была в том, чтобы Вера научилась в таком расслабленном состоянии «приближаться» к объекту своего ужаса.

То есть постепенно моя клиентка научились просто думать об уроке химии, не чувствуя страха, затем – представлять, как она подходит к кабинету, как видит учительницу и т.д., а потом и переносить этот навык на реальное общение с учительницей. Конечно, я довольно схематично описываю эти шаги, работа потребовала времени и определенных усилий со стороны Веры, которая тщательно и ответственно выполняла мои «домашние задания».

Всего нам с Верой понадобилось пять встреч, чтобы она смогла справиться с так мешавшим ей раньше страхом. На самом деле, для психологического консультирования это довольно высокий темп достижения цели. Часто ребенку потребуется больше времени, чтобы с помощью психолога преодолеть свои школьные страхи. Но главное ведь в том, что в любом случае это преодоление возможно!

Источник

Похожие статьи:

/* */