Работа с женским психологическим бесплодием в психодраме.

     

  Психологическое бесплодие — это приобретенная дисфункция репродуктивной системы у женщин и мужчин, которая мешает зачатию ребенка. Этот фактор может также стать причиной проблем с вынашиванием плода, частыми срывами и выкидышами.

        Причины психологического бесплодия

       Для того, чтобы женщина смогла зачать и выносить ребенка, необходимы следующие основные условия:

  • Физиологическая зрелость
  • Физическое здоровье
  • Психологическая зрелость.
  • Внутреннее чувство безопасности.
  • Отсутствие ролевых конфликтов.
  • Отсутствие негативных семейных программ.
  •       Физиологическая зрелость наступает по мере взросления женского организма, но и тут психологические факторы могут повлиять на торможение естественных физиологических процессов. Физическое здоровье уже во многом зависит от психологического здоровья женщины. И здесь психокоррекция во многом может помочь восстановить его. Последние четыре пункта  являются наиболее важными факторами, влияющими на репродуктивную функцию. Поэтому, этим направлениям посвящена основная работа, направленная на устранение психологического бесплодия.

         Согласно теории ролей Морено (основателя метода Психодрама), человек, начиная с эмбриональной стадии, уже вступает в отношения с миром. Эмбрион еще не умеет думать, так как не развиты соответствующие структуры мозга. Но он уже обладает поведением, и чувствовать он уже может. И, если еще не родившийся ребенок желанный, если его ждут, то эта стадия развития проходит благополучно. Если же родители сомневаются, оставлять ли ребенка или абортировать, эмбрион будет чувствовать угрозу своей жизни. На психическое здоровье вынашиваемого ребенка также во многом влияет психологическое состояние его матери. Если мать во время беременности умиротворена, если она достаточно заботится о себе, удовлетворяя свои потребности, если она находится в состоянии радостного ожидания, то и ее ребенок чувствует спокойствие и безопасность. Если же будущая мама находится в состоянии нервного напряжения, если она сомневается, нужен ли ей вынашиваемый ребенок, если ее преследуют многочисленные страхи за свою жизнь или жизнь будущего ребенка, то и сам ребенок испытывает те же страхи и неуверенность в своем будущем.

       Соответственно, родившийся ребенок не помнит этих переживаний, но его бессознательное будет говорить ему о том, то мир, в который он пришел, далеко не безопасен. Что в мире есть силы, не подвластные ему, перед которыми он беспомощен. И, следовательно, ввиду отсутствия доверия миру, уровень тревожности у ребенка и, впоследствии, взрослого человека будет высоким.

    Следующим, согласно теории ролей Морено, этапом, где «что-то может пойти не так», являются роды. Необходимым условием благополучного прихода ребенка в мир является то, как его «встречают». Учитывая непрерывный поток, поставленный в медицинских родильных учреждениях, чаще всего ни о какой приветливости акушерки не может быть и речи. К счастью, следует отметить в последнее время тенденцию гуманизации процесса родоразрешения. Так, последнее десятилетие принято после родов выкладывать ребенка на живот маме, практикуются раннее прикладывание к груди и палаты совместного пребывания. Женщины же, страдающие от психологического бесплодия, к сожалению, в большинстве случаев были лишены всего этого. Они, будучи новорожденными, придя в мир, оказывались в изоляции, в отрыве от матери. В результате, ролеспецифическое акциональное единство матери и ребенка нарушалось. Не понимая, что происходит, ребенок в такой ситуации чувствует дефицит внимания, не удовлетворяются его базовые потребности, что тоже приводит его к выводу, что с ним что-то не так. Нарушается процесс формирования доверия миру и себе. Последнее, опять же будет способствовать повышению уровня тревожности и, соответственно, снижению уровня психологической безопасности и акционального голода.

       Далее, в процессе нормального роста и развития ребенка, у него происходит разделение мира реальности и мира представлений. Теперь на передний план выступают психические и социальные роли. В этот период очень важна среда, где растет и развивается ребенок. Чувствует ли он физическую и психологическую безопасность, свою нужность в этом мире. Чувствует ли он безусловную любовь, или любовь при условии, что он будет удобен своим родителям. В связи с этим, в своих первых социальных ролях ребенок действует в соответствии с ожиданиями родителей. Часто, при отстутствии фактора безусловного принятия ребенка, в период становления его личности психические и соматические роли задвигаются на задний план. Взращиваются, преимущественно, его социальные роли. Таким образом, ребенок перестает чувствовать свои истинные потребности, теряется связь с его истинным Я, появляется стереотипное поведение, что способствует, в свою очередь, снижаению уровня спонтанности и креативности. И, учитывая приобретенное ранее чувство тревоги, достижение психологической зрелости в данных условиях находится  за гранью реальности.

          Следующей проблемой, с которой может столкнуться женщина, страдающая от психологического бесплодия, это ролевые конфликты, либо ролевой дефицит. Еще столетие назад основными функциями женщины были ведение домашнего хозяйства и, соответственно, рожать и воспитывать детей. В современном обществе, в век «равенства полов», произошла подмена ценностей. На первый план у женщины вышла учеба и карьера, достижение финансовой независимости. Не чувствуя себя ценной по праву рождения, женщина стремится «добрать» эту ценность извне, при помощи достижения социально значимых параметров, таких как материальное благополучие, престижная работа и т.д. Соответственно, когда встает вопрос о том, что нужно будет на время поменять свой образ жизни, женщину часто охватывает страх. Либо же, она настолько поглощена достижением социального статуса, что в ее вселенной просто нет места будущему ребенку.

           Бывает и так, что ребенок для женщины тоже является частью ее социального благополучия. Он нужен ей, опять же, чтобы почувствовать себя полноценной. И стремление родить ребенка не является внутренней потребностью женщины, а лишь способом доказать себе и другим, что она не хуже других. В этом случае ее ролевые конфликты будут актуализированы. Внутренняя неготовность быть матерью столкнется с внешней потребностью играть роль матери. Результатом такого конфликта может быть неспособность женщины зачать и выносить ребенка.

          И последний фактор, которого хотелось бы здесь коснуться, это негативные семейные сценарии – опыт, привнесенный человеком из детства. Подвергаясь травмирующим обстоятельствам, часто у ребенка нет возможности пережить до конца стрессовую ситуацию, которая воспринимается как угроза безопасности. И тогда психика включает естественные механизмы защиты, предупреждая о надвигающейся опасности, которая может угрожать жизни и здоровью. Эти механизмы очень прочны, и могут действовать на протяжении всей жизни, охраняя человека от повторной встречи с травмирующими обстоятельствами. И тогда женщина может бесконечно ждать зачатия, которое так и не наступит.

         Как правило, все вышеописанные факторы действуют совместно или в каком-либо сочетании. Приходя к осознанию и устранению этих факторов, женщина прокладывает свою дорогу к материнству.

    ****************************************************************************************************************

    Милые женщины!

    Если вы столкнулись с этой проблемой, знайте: выход есть. Просто, в силу сложившихся обстоятельств, он пока не виден. Но его можно найти, при Вашем большом желании и определенных усилиях.

    Буду рада помочь Вам в этом.

    Ваша И.П.

    Источник

    Похожие статьи:

    /* */