Возможно ли детство без травматического опыта?

У каждого из нас было детство (Даже у тех, про кого принято говорить, что его не было). Поэтому с каждым из нас на всю жизнь остаются наши детские воспоминания. И есть среди них воспоминания, на которые мы опираемся, которые вдыхают в нас силы и надежды, становятся нашим ресурсом. Но у каждого (у каждого!) есть и такие, которые обязательно дополняются фразой: «Лучше бы этого не было!». Из этого логически следует предположение, что детство, в котором такого не было, возможно. Конечно, всем нам досталось по-разному. И, возможно, то, что досталось пережить именно Вам, действительно, мало ещё кому выпало. Но у каждого есть свой претендент на это место.

Детские травмы бывают разные. Я бы выделила 2 основных понимания травматического эпизода. Заранее оговорюсь, что рассказываю тут о своём понимании, которое использую в работе. И оно, конечно, может не совпадать с мнением читателей.

Травма-1 (травмирующая травма). В целом под психологической травмой принято понимать ситуацию, в которой ребёнок (человек) сталкивается с тем, что он перенести в данный момент не в состоянии, что ему сейчас (пока) не по силам. Если сложность жизненной ситуации сильно превышает имеющиеся возможности, то человек замирает, впадает в ступор. На сильный стресс могут быть самые разные реакции. Ребёнок может перестать разговаривать, отказаться от общения с внешним миром, замкнуться в себе. Может в этом месте возникнуть непреодолимый парализующий страх каких-то ситуаций, который человек пронесёт через всю свою жизнь. Конечно, такие травмы уготованы судьбой не каждому. Поэтому тут мы вводи второе понимание травмы.

Травма-2 (формирующая травма). Здесь мы остаёмся в рамках понимания травмы как события, с которым ребёнок не мог стравиться. Но я бы сделала ещё одно уточнение. Не смог справиться, оставшись таким, какой он есть. Чтобы перенести эту ситуацию и не разрушиться (как в травме-1), он вынужден был измениться.  как может выглядеть такое изменение? Ну, например, отказаться от выражения (а иногда и ощущения) положительных или отрицательных эмоций (запрет на какие-то чувства). Это может быть сильная обида, которая распространяется на весь мир. Могут быть некоторые знания-убеждения, которые встраиваются в личность и воспринимаются как истина: «Мир ужасен/страшен/несправедлив/небезопасен», «Меня нельзя полюбить просто так», «Я плохой», «Надо всё делать самому». И так далее. Такие события-травмы не ломаю нас так, что прямо лежу сломленный. Но влияют на нас, делают нас другими, преобразуют и формируют. И, конечно, это не катастрофа (хотя, для маленького человечка, конечно, катастрофа), но про всё это мы искренне и вполне справедливо можем сказать: «Лучше бы этого не было».

И у некоторых возникает вполне естественное желание создать своему ребёнку жизнь, в которой подобного опыта не будет. Но возможно ли это? Давайте попробуем разобраться. Мне тут недавно довелось услышать очередную историю (они периодически в поле зрения попадают) о том, как у супер-обеспеченного благополучного ребёнка случилась травма от ситуации, о которой многие могли бы только мечтать (личный пляж у него был недостаточно широкий, и игрушки волнами в океан смывало). Но переживалось это субъективно как трагедия. И это – нормально. Дело в том, что нашей психике нужны для развития ситуации фрустрации (не получения желаемого/ожидаемого). Потому что эти точки разочарования, не оправданных ожиданий есть ни что иное как встреча с реальностью. Как ещё мы узнаем о том, что мир – это не то, что мы про него придумали? Конечно, горько, когда думаешь, что тебя любят, а получаешь —  НЕлюбовь. Когда реальностью оказывается жестокость и несправедливость мира. И это правда. Но правда про эту ситуацию, в данный момент. Не правда всегда и навсегда.

Детские травмы – это тренажёр нашей души. Через них мы приобретаем определённую форму, черты, характер. Без травм мы были бы безликими, аморфными, неустойчивыми амёбами. И мы можем сказать: «Спасибо!» — нашей судьбе за то, что сформировала каждого из нас. Сформировала нас такими. Но в какой-то момент важно взять формирование себя в свои руки. И отшлифовать неровности судьбы. Хорошо, что у нас есть для этого инструмент психотерапии))))

 

Как Вам такой взгляд? Что вызывает согласие, а что нет? Поделитесь впечатлениями)  

Источник

Похожие статьи:

/* */